УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Подгоренская СОШ»

______________М. О. Перова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка»

на 2016-2020 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подгорное

2016

Содержание

 

 

Паспорт Программы развития

 

Пояснительная записка

 

1. Информационно-историческая справка

 

1.1.           История становления и развития ГДО «Улыбка»

1.2.           Аналитическая справка о деятельности ГДО «Улыбка»

 

2. Практическая часть. Аналитическое обоснование программы.  Основные проблемы.

 

2.1. Информационно-историческая справка.

2. 2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения.

 

3.             Проблемно-ориентированный анализ.

 

4.             Ведущие концептуальные подходы.

 

4.1.           Философия жизнедеятельности ГДО «Улыбка»

4.2.           Цель, задачи

4.3.           Миссия и ценности ГДО «Улыбка»

 

5.             Приоритетные направления развития ГДО «Улыбка». Этапы реализации программы развития.

 

6.             Управление реализацией программы.

 

7.             Предполагаемые результаты реализации программы.

 

8.             Портрет выпускника детского сада.

 

9.                 Образ педагога детского сада.

 

10.     Характеристика управляющей системы развивающейся ГДО «Улыбка».

 

11.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт Программы развития

 

Основания для разработки программы

 

·        Конвенция о правах ребенка.

·        Конституция РФ.

·        Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 

·        Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014

-        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155

·        Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.    

·        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295.   

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

·        Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 3 23

·        Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ 28.05. 2014 г. N 3241п-П8

·        Сан ПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26;

·        Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003);

·         «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года №1014;

·        «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2013 года №ИР -535/07;

·        Примерная образовательная программа  дошкольного образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 г. № 2/15). 

·        Устав МКОУ «Подгоренская СОШ»;

·        Основные локальные акты МКОУ «Подгоренская СОШ»

 

Назначение программы

·         Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного  учреждения на основе анализа  работы   ГДО «Улыбка» за предыдущий период.

·         В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

Проблема

·         Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.

·         Объективное ухудшение  здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на  получении ими качественного образования

·         Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования  детей через общественно - государственные  формы управления.

·         Необходимость  интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

·         Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг

 

Сроки реализации программы

 Программа реализуется в период 2016-2020 гг.

Название

Программа развития МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка» на 2016-2020 гг.

Авторы

Перова Марина Олеговна, директор школы

Литвинова Татьяна Ивановна, воспитатель

Губанов Игорь Анатольевич, воспитатель

Участники реализации программы

Коллектив работников ГДО «Улыбка»,

привлеченные партнеры: родительская общественность, социум

Цель

Построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования, реализующего право каждого ребенка на качественное  дошкольное образование, полноценное  развитие  в период дошкольного детства, как основы  успешной социализации  и самореализации.

Подцели программы

·     Совершенствовать развитие самоуправления в ГДО «Улыбка» и модель образовательного учреждения в соответствии с запросами социума, расширяя количество образовательных услуг, обеспечи­вающих его конкурентоспособность.

·      Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО и   основной  образовательной программой дошкольного образования для обеспечения разносторонне­го развития с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей. Обеспечить сетевую форму реализации образовательной программы ГДО «Улыбка».

·      Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического здоровья детей и медицинско­го сопровождения образовательного процесса посредством совершенствования материально- технических, кадровых и организационно-методических условий.

·     Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ГДО «Улыбка», создавая условия для развития их субъектной позиции, повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

·     Расширять взаимодействие ГДО «Улыбка» с социумом (семьей, школой, социокультурной средой сельского поселения).

·     Обогащать предметно-развивающую среду и материально-техническую базу ГДО «Улыбка» согласно ФГОС ДО.

Задачи

 

1.      Разработать концепцию образовательного пространства ГДО «Улыбка» в режиме развития.

2.      Привести в соответствие с ФГОС ДО нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса.

3.      Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность;

4.      Создать условия для повышения квалификации педагогов в соответствии с ФГОС ДО;

5.      Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования;

6.      Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов;

7.      Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития.

Основные принципы разработки:

 

·         направленность программы на реализацию задач поэтапной организации образовательного пространства учреждения в соответствии с ФГОС ДО;

·         соответствие целей, задач, этапов, мероприятий  и механизмов реализации программы концептуальным и нормативным основаниям модернизации современного образования и дошкольного образования, в частности;

·         рамочный подход к разработке программы, предполагающий   определение целей, целевых показателей и базовых программных мероприятий, которые будут при необходимости  конкретизированы и дополнены по результатам анализа реализации каждого этапа программы, а также при ежегодном определении структуры и объема финансирования мероприятий программы;

·         проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках отдельного учреждения, муниципалитета и региона, в целом, позволяющий учесть противоречия и недостатки существующей системы образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие механизмы и определить условия оптимального функционирования воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения;

·         открытость при взаимодействии учреждения  с социумом.

Основные направления расходования средств  программы:

·         апробация и внедрение новых механизмов,  образовательных программ; вариативной части образовательной программы, методических рекомендаций по реализации содержания образовательных областей;

·         поддержка разработки моделей реализации содержания образовательных областей, инновационных образовательных программ;

·         вложения в развитие материально-технической базы (приобретение оборудования, развитие учебно-материальной базы образовательного процесса).

Финансовое обеспечение программы

·         эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;

·         спонсорская помощь, благотворительность

Этапы реализации  программы:

 

     1 этап: 2016 г. Аналитико-прогностический.

Анализ комплекса условий, имеющихся в ГДО «Улыбка» для поэтапного перехода к реализации ФГОС ДО. Выявление проблемных зон и «точек развития». Разработка целевых проектов

     2 этап: 2017-2019 гг. Деятельностный.

Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования. Разработка методического обеспечения, содержания вариативной части и мониторингового блока образовательной программы ГДО «Улыбка» в соответствии с ФГОС ДО. Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме. «Развитие предметно-развивающей среды и  материально-техническойй базы в соответствии с ФГОС ДО. Построение непрерывного образовательного процесса в системе сетевого взаимодействия «детский сад - школа», «детский сад – культурные и социальные институты» в качестве механизмов перехода к новому состоянию дошкольного образовательного учреждения.

     3 этап: 2020 г. Рефлексивный.

Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение,  совершенствование и распространение перспективного опыта. 

Ожидаемые результаты реа­лизации программы

         функционирование ГДО «Улыбка» как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечива­ющей свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности.

         соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям  ФГОС ДО;

         сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;

         обеспечение качественной подготовки детей к обучению в школе.

         положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей, приобщение дошкольников к ЗОЖ;

         стабильное функционирование службы мониторинга;

         доступность системы дополнительного образования;

         расширение образовательного пространства через  сотрудничество с социокультурными   учреждениями микрорайона и города в рамках сетевого взаимодействия;

         мотивация родителей к взаимодействию с ГДО «Улыбка», реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей воспитанников;

         создание современной развивающей предметно- пространственной  среды, способству­ющей развитию личности ребенка;

         рост профессиональной компетенции и культуры педагогов, популяризация ППО;

         создание эффективной системы управления качеством дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В последние десятилетия в обществе  произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления развитием образовательного учреждения. В настоящий период  произошли большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических условий, которые нацеливают на модернизацию всех звеньев дошкольного образования. Система образования всегда мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям.

Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающиеся в их переходе на качественно новый этап - режим развития.

 Современная  ситуация  в  образовании  выдвигает  требования  к непрерывности, прогрессивности  и  адаптивности  образовательного процесса  и  профессиональной  мобильности  специалистов,  которые  его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие,  финансово-организационные,  социально- педагогические,  методические  и  другие  задачи,  стоящие  перед образовательным учреждением. Перспективы  и  стратегия  деятельности образовательного учреждения находят отражение в программе развития, понимаемой  как  стратегический  документ,  определяющий  систему текущих  и  перспективных  действий  и  отношений,  ориентированных  на решение  масштабных,  сложных  проблем  образовательной  среды конкретного образовательного учреждения.

   Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.   Проектирование в образовании – идеальное представление («продумывание») и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму деятельности.
     Программа развития МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка»-  документ, разработанный с учетом государственного  заказа и исходного состояния учреждения, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации педагогического коллектива.

   Данная Программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка» не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления  на будущее.

   Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения.

     Исполнителями Программы развития являются участники образовательного процесса  МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка». Координация и контроль возлагается на директора и педагогический совет учреждения.

 

 

 

1. Информационно-историческая справка

 

1.1.           История становления и развития МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка»

 

 Учреждение находится по адресу: 397424, Воронежская  область, Новохоперский район, с. Подгорное, ул. Октябрьская, 42. ГДО «Улыбка» находится на базе МКОУ «Подгоренская СОШ», являясь одним учреждением.

-        Детский группа  рассчитана на  25 мест.

-      Работать ГДО «Улыбка» начала с 17 декабря 2013 год. Директором был Литвинов Михаил Иванович. Два воспитателя – Литвинова Татьяна Ивановна, Губанов Игорь Анатольевич.

-      С 1 апреля 2015 года директор Перова Марина Олеговна.

 

Аналитическая справка о деятельности МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка

 

Полное юридическое название: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Подгоренская средняя общеобразовательная школа» группа дошкольного образования «Улыбка»

Сокращенное наименование: МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка»

Адрес: 397424, Воронежская  область, Новохоперский район, с. Подгорное, ул. Октябрьская, 42

Телефон (847353)72-200

Электронная почта:sh_pd9@mail.ru

Официальный сайт: podskola.narod.ru

Учредитель: Администрация Новохоперского муниципального района

Режим работы МКОУ «Подгоренская СОШ»– пятидневная рабочая неделя; общая продолжительность рабочего дня групп 10,5 часов (с 7.30 до 18.00 часов); выходные дни: суббота, воскресенье и нерабочие праздничные дни, установленные действующим законодательством Российской Федерации. Режим работы учреждения устанавливается Учредителем.

Правила приема: В детский сад принимаются дети по направлениям сектора по образованию, молодежной политике, опеке и попечительству отдела по социальной политике администрации муниципального района .  В учреждение принимаются дети с полутора лет на основании медицинского заключения. Зачисление воспитанников  производится приказом директора.

Местонахождение: Учреждение расположено в центре с. Подгорное.

Социальное окружение: Рядом с МКОУ «Подгоренская СОШ» расположены:  ФАП, Дом культуры, сельская библиотека, почта, продуктовые магазины.

Проектная мощность учреждения рассчитана на 1 группу, 25 мест. В настоящее время 1 (одна) разновозрастная  группа.

Фактически детский сад посещает 15-18 детей.

 

Сведения о количестве групп и контингенте детей

·        Анализ наполняемости:

Наполняемость

Количество детей

Количество групп

Согласно проекта

25

1

Согласно санитарных норм

25

1

Фактическая

15-18

1

 

 

·        Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого:

Воспитанники/педагоги:

 31/2 чел.

Воспитанники/ все сотрудники:

31/6 чел.

15,5

5,2

 

·        Показатели анализа контингента воспитанников

     Показатели

Единица измерения

Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе:

31 человек

В режиме полного дня (8 - 10 часов)

31 человек

В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов)

0 человек

В семейной дошкольной группе

0 человек

В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации

0 человек

Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет

4 человека

Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет

 27 человек

Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода:

31/31 человек/100%

В режиме полного дня (8 - 12 часов)

31 человек/100%

В режиме продленного дня (12 - 14 часов)

0 человек/0 %

В режиме круглосуточного пребывания

0 человек/0%

Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги:

0 человек/0%

По коррекции недостатков в физическом (или) психическом развитии

0 человек/0%

По освоению образовательной программы дошкольного образования

0 человека/0,0%

По присмотру и уходу

0 человека/0%

Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на 1 воспитанника

 85 дней

Образовательная программа определяет специфику организации образовательного процесса с учетом государственных требований к дошкольному уровню образования, разработана индивидуально для ГДО «Улыбка», учитывает потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

 

Усвоение программ воспитания, обучения и развития  детей дошкольных возрастных групп проводятся через обследование в сентябре и мае. На основании результатов обследования намечаются точки роста, по которым проводится индивидуальная работа с детьми  в следующем учебном году.

 

·        Показатели педагогической диагностики реализации ООП ДО

Наименование группы

группы

Разделы ООП ДО

(средний общий показатель по тематике педагогической диагностики в возрастной группе) (в %)

Уровень

СКР и ПР

РР

ФЭМП

ХЭР

ФР

Группа дошкольного образования

От 3 до 6 лет

Высокий

-

-

-

-

-

Соответствует возрасту

88%

86%

88%

80%

97%

Отдельные компоненты не развиты

12%

14%

12%

20%

3%

Большинство компонентов недостаточно развиты

-

-

-

-

-

 

Наименование группы

группы

Разделы ООП ДО

(средний общий показатель по тематике педагогической диагностики в возрастной группе) (в %)

Уровень

СКР

РР

ФЭМП

ПР

ХЭР

ФР

Группа дошкольного образования

От 6 до 7 лет

Высокий

-

-

-

-

-

-

Соответствует возрасту

100

87%

97%

82%

89%

100

Отдельные компоненты не развиты

-

13%

3%

18%

11%

-

Большинство компонентов недостаточно развиты

-

-

-

-

-

-

 

 

 

Подводя  итоги 2014-2015 учебного года, можно сказать, что все выпускники показывают хороший уровень готовности к обучению в общеобразовательных школах. В результате проведённой с ними работы на протяжении всего периода дошкольного возраста, дети обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе. Они овладели приёмами умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей); у детей развита познавательная активность; проявляют самостоятельность. У детей сформировано желание учиться в школе.

Отличительной чертой образовательного процесса в нашей ГДО «Улыбка» является его развивающая направленность, которая проявляется в создании условий для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности. Кроме того, важным признано привлечение семьи к образовательному процессу ГДО.

В работе по программе «От рождения до школы» придается большое значение созданию традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду:

Ежедневные:
- «сеансы маленьких подарков» традиции регулярных подарков детям (ленточки, картинки, открытки);
-
«круг добрых воспоминаний» в конце дня дня дети возвращаются к прожитому дню и вместе с воспитателем подводят итог, вспоминая положительное действие каждого ребенка);
-
«вечерние напутствия», задания на следующий день;

- формирование «сокровищниц» на группах раннего  и младшего возраста – чудесные бумажные коробочки, украшенные собственными отпечатками пальцев, личные папки, приобретенные родителями для своих малышей как средство помощи в адаптации детей к ДОУ  (уважение к личной собственности ребенка: все, что принесено из дома и не угрожает здоровью других детей не отбирается воспитателем).

Еженедельные:
- в понедельник «Утро радостных встреч» (встреча после выходных дней с обменом впечатлениями о новом и интересном, что было,
комплименты; обсуждение предстоящих на неделе событий и дел; получение небольших сувениров или сюрпризов);

- во вторник- разбор путаниц и загадок, как уникальное средство умственного развития детей (в веселой занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов, их взаимосвязь с окружающей действительностью – разбор ошибок авторов неправильных картинок, историй);

- в среду, во вторую половину дня чтение художественной литературы с целью удовлетворения потребности детей в свободном общении с воспитателем и реализации себя в играх, драматизациях по мотивам художественных произведений (с использованием музыки, рассматриванием иллюстраций, обсуждением,  «чтение с продолжением»)

-в пятницу -  «Календарь настроения» (наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

 

- решение проблемных ситуаций для осознания взаимосвязи между различными предметами и явлениями;

- познавательные вечера «Сейчас узнаем»  требующие непосредственного участия педагога – чтение познавательных книг, демонстрация опытов, трудовая деятельность с познавательным содержанием (с подготовительной группы)

Ежемесячные

-      празднование дней рождения детей;

-      организация работы «гостиной»: выход в гости в начальную школу, в ДК  или прием гостей («педагогика ровесничества»);

-      встречи с интересными людьми (начиная со средней группы);

-      отчет о жизни группы «Календарь жизни группы»;

-      подготовка тематических подборок на «Полочку умных книг» (книги, картинки, иллюстрации и др.);

-      организация досугов совместно с семьей (празднование событийных и групповых мероприятий)

 

Традиционные текущие дела

-      «обживание» группы в начале года, завершающееся новосельем;

-      занятие своим делом за общим столом как средство ощущения спокойной работы рядом с другими, заимствования друг у друга идей и способов их реализации;

-      сбор коллекций - коллекционирование;

-      «подарки» времен года

-      дни и недели здоровья;

-      реалистические рассказы педагога и детей из личного опыта с целью освоения навыков взаимодействия в обществе;

-      рассказы педагога о детях, о трудных житейских ситуациях как целенаправленное воздействие педагога на детей по обучению приемам безопасного поведения.

За период существования детского сада сложились определенные условия для развития и реализации творческого потенциала детей, родителей и педагогов, установилась своя система нравственного развития коллектива. Убеждены, что установлению доверительных отношений и демократичного стиля общения педагогов с детьми и их родителями во многом способствует поддержание традиций сада, рекомендуемых программой «От рождения до школы». Это привело к становлению определенного ритма деятельности учреждения, закреплению традиционных дел и мероприятий.

Принцип событийности в реализации программы отражен в сложившейся в ДОУ циклограмме ежегодных мероприятий:

 

-         1 сентября – День знаний.

-         Осенний праздник: «Осень в гости к нам пришла»

-         День Матери

-         Новый год

-         День защитника Отечества

-         Неделя Здоровья и спорта

-         8 Марта

-         Дни защиты от экологической опасности

-         7 апреля - День здоровья

-         9 мая - День Победы

-         Выпускной бал «До свидания, детский сад»

-         1 июня - День защиты детей «Дружат дети на планете»

-         12 июня – День России «Мы дети твои – Россия»

-         8 июля _ День семьи «Все вместе и душа на месте»

-         В конце августа – «До свидания лето»

Штатным расписанием учреждения не предусмотрена работа специалистов (психолог, логопед, дефектолог и др.)

 

В детском саду организована работа кружков .

 

ДО

Руководитель

Направление

Подгруппа

«Ручеек»»

Литвинова Т.И.

Культурологическое

Младшая

«В гостях у сказки»»

Литвинова Т.И.

Социально-педагогическая

Старшая

«Веселый карандаш»»

Губанов И.А.

Художественно-эстетическое развитие

Младшая

«Инфознайка»

Губанов И.А.

Научно-техническое

Старшая

 

 

 

 

Приоритетное направление деятельности: нравственно-патриотическое воспитание. Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства

своей Родины.

Цели: формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

 

развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

 

помощь детям в адекватном выражении своего «Я»

 

воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

 

сформировать патриотические чувства у детей различных национальностей, проживающих в селах Подгорное и Ярки, систематизировать знания детей об истории народа, родного края, села, знакомить их с прошлым.

 

Воспитание у детей любви и привязанности к  семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; подготовка детей к жизни в школе и в современном обществе.

 

 

 

 

 

Медицинское обслуживание в МКОУ «Подгоренская СОШ» осуществляется медсестрой Подгоренского ФАПа и врачом-педиатром .

Развивающая среда: Для обеспечения развития детей в  созданы следующие условия:

-Отдельная игровая комната

¾    Отдельная спальная комната;

¾    Медицинский кабинет;

¾    Пищеблок;

¾    Прачечная, гладильная;

¾    Сенсорная комната;

¾    Уличная спортивно-игровая  площадка.

Предметно – развивающая среда групповых помещений организована  в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы», соответствует методическим требованиям, образовательной программе, и потребностям детей каждого возраста, не противоречит санитарным нормам . Соблюдены основные принципы: дистанции и позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности и творчества, стабильности, динамичности. Педагоги придают среде обучающий характер, а также сходство с домашней обстановкой. Учитываются безопасность, эстетическая привлекательность, удобство в использовании, развивающий характер, доступность.

Все помещения оснащены необходимым оборудованием. В  группе созданы условия для воспитания и развития детей во всех видах деятельности: художественно – продуктивной, игровой, конструктивной, двигательной. Расположение игр, игрушек, мебели удобно для детей. Оборудование подобрано соответственно возрасту детей. Приобретены и изготовлены современные пособия, игрушки, мебель, отвечающие санитарно – гигиеническим и современным требованиям.

Оборудованы «уголки»: физкультурный, игровой, книжный,уголок природы и опытно-экспериментальной деятельности, уголок конструирования «Самоделкин».

 

Детский сад укомплектован кадрами. В штатное расписание  включены воспитатели,  обслуживающий персонал. В трудовом коллективе трудится    6 чел., из них женщин – 5чел., мужчин – 1 чел. Педагогических работников – 2 человека, ,  4 человека – обслуживающий персонал.

Общая численность педагогических работников, в том числе:

2 человека

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование

1 человек/50%

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля)

1 человек/50%

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование

1 человек/50%

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля)

1 человек/50%

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

0 человек

Высшая

0 человек

Первая

0 человек

Соответствие занимаемой должности

2 человека

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

 

До 5 лет

0 человек

От 10 до 30 лет

1 человека/50%

Свыше 30 лет

1 человек/50%

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет

0 человек

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 30 до 55 лет

2 человека/100%

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

0 человек

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

2 человека/100%

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

2 человека/100%

Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации

2 человека/

31человек=15,5

Наличие в образовательной организации следующих пед. работников:

 

Музыкального руководителя

нет

Инструктора по физической культуре

нет

Логопеда

нет

Учителя-дефектолога

нет

Педагога-психолога

 нет

 

 Методическая работа с кадрами строится с учетом современных требований и на основе личностно-ориентированного подхода и диагностики деятельности педагогов. Успешной реализации намеченных планов работы способствуют разнообразные методические формы работы с кадрами: педсоветы, теоретические и практические семинары, деловые игры, дискуссии, презентации групп по проблемам, выставки, смотры, дни открытых дверей, творческие отчеты, круглые столы, педагогические ярмарки. За последние три года глубоко и основательно изучена проблема охраны, укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей, а также реализация ФГОС ДО, что подтолкнуло к поиску и освоению новых программ и технологий.

Социальный заказ  образовательное учреждение  в соответствии муниципальным заданием, Уставом обеспечивает выполнение Федерального государственного стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребенка.

Сотрудничество с семьями воспитанников Педагогический коллектив осуществляет  работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. 

·        Возраст родителей:

Возраст родителей

Мать

Отец

20-29 лет

18

5

30-39 лет

8

18

40-49 лет

0

4

50-… лет

 

1

 

·        Характеристика семей

Характеристика

Количество 28

Зарегистрированный брак

22

Гражданский  брак

2

Одинокий родитель

2

Разведенный родитель

2

Вдовец, вдова

0

Опекуны

0

 

·        Состав семей

Количество детей в семье

 

1 ребенок

14

2 ребенка

11

3 ребенка

4

Более

0

 

·        Занятость родителей

Работают оба родителя

7

Работает один из родителей

12

Учащиеся

1

Ни один из родителей не работает

9

 

Пространство развития  образовательного учреждения  состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ГДО выступает взаимодействие участников образовательного процесса в системе «педагог — ребенок — родитель». Посредством описания специфики функционирования данной системы мы приходим к пониманию направленности и назначения выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ГДО образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Новое содержание образования требует новых методик, новых форм организации образовательно-воспитательного процесса и, как следствие, иное кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление. Это нужно для подготовки новой модели выпускника, подготовленного к обучению в школе, для жизни в обществе. В этом есть цель развития ГДО «Улыбка».

Основные направления детского сада в работе с макросоциумом:

 

2.       Аналитическое обоснование программы. 

 

     Своей главной задачей коллектив ГДО считает создание благоприятных условий  для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления каждого ребенка

   Государство и общество предъявляют образовательный заказ  системе дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования. Государство влияет на определение целей и направлений  развития системы образования в целом. Сущность государственного заказа выражается в федеральных законах. Основные ожидания в отношении результатов образования по сути, обозначают основные цели его функционирования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.

     Другим заказчиком в отношении системы образования является общество, поэтому содержание социального заказа со стороны субъектов внешних по отношению к системе образования (работодатели, общественные организации) в значительной степени совпадают. Это потребность в самостоятельных, активных, ответственных людях, которые умеют учиться самостоятельно. Социальный заказ со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов школы и детского сада) – это формирование знаний, умений, навыков.

     Ориентация на формирование личностных качеств характерна для меньшего числа педагогов и родителей. С позиции родителей важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений является формирование системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе. Значительная часть родителей считает первоочередной задачей также развитие определенных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

     Таким образом, государственно-общественный заказ можно представить в виде спектра основных требований к проектированию образовательного пространства  МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка»

 

 

 Для кого будет организовано образовательное пространство?

Для детей от 1,5 до 7 лет с разными стартовыми возможностями

Кто будет осуществлять образовательный процесс?

Компетентные  специалисты с устойчивым личностно-ориентированным мировоззрением, способные профессионально осмыслить проблемную ситуацию, найти и осуществить способы ее разрешения через исследовательскую, рефлексивную, проектировочную, организационную и коммуникативную деятельность.

На что будет направлен образовательный процесс?

На повышение качества образования через

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • развитие ребенка как субъекта отношений с собой, с людьми и с миром;
  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  • расширение опыта самостоятельных выборов;
  • формирование познавательного интереса у ребенка;
  • сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

 

 

 

Какова будет сущность образовательного процесса?

Произойдет замена ценностей обучения на ценности развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

Знания, умения, навыки будут рассматриваться как средства в процессе развития ребенка. При этом общее, стержневое содержание будет варьироваться, наполняться конкретикой через использование разнообразных программ, адекватных возможностям каждого ребенка в зависимости от его  интересов, потребностей, состояния здоровья.

Образовательный процесс будет построен по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности.

Основной формой организации образовательного пространства будет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, педагогика сотрудничества и развития.

 

 

3.       Проблемно-ориентированный анализ

 

            Таким образом,  целью деятельности образовательного учреждения является создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания, организации и обеспечения образовательного процесса, позитивную динамику состояния здоровья и развития детей, перспективы дальнейшего развития ГДО «Улыбка».

 

4.       Ведущие концептуальные подходы.

 

            Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирова­ния его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности.

            Под проектированием образовательного пространства понимается создание проекта, в котором

     Образовательное пространство - это динамичное единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Составляющими образовательного пространства являются общеобразовательная программа, система отношений между субъектами образования, образовательная среда, внутри которой эти взаимоотношения выстраиваются.

     Общеобразовательная программа - структурная и функциональная единица образовательного пространства,  которая определенным образом упаковывает содержание учебного материала.  Общеобразовательная  программа - это то,  что цементирует все образовательное пространство, что позволяет освоить целостность, картину мира, которую эта  программа передаёт.

            Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: взрослого, ребенка и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен взрослый, активен ребенок, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства представлено как активное отношение со средой, которая сама оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства.

            Взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором».

     Таким образом, можно обозначить следующую логику:

     Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами.

            В современном дошкольном образовании общеобразовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса в ГДО.

            Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирова­ния его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного процесса, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства и содержания образовательной деятельности. Цели и задачи проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций.

 

4.1.           Философия жизнедеятельности ГДО «Улыбка»

 

Сегодня признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений детского сада с родителями. Семья – социальный заказчик образовательных услуг, а педагогические коллективы призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность,   реализовать образовательные задачи. Под социальным заказом родителей сегодня понимается не только «призыв к сохранению и укреплению здоровья детей в период нахождения в детском саду» и даже не создание материальной базы образовательного учреждения, а повышение информированности  и доли участия всех субъектов в образовательном процессе ГДО. Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание условий для удовлетворения его базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках образовательного пространства, представляют суть процесса обеспечения его безопасности и являются смыслом деятельности ГДО .

Философия - это система смыслов и ценностей, которая определяет жизнедеятельность ГДО в целом и поведение каждого сотрудника.

Первое образовательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступает в контакт семья – это детский сад. Мы в полной мере осознаем, что дальнейшее развитие ребенка зависит от успеха совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного и оздоровительного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования. В этой связи перед практическими работниками стоит задача: создание единого образовательного пространства в ГДО и семье.

            Таким образом, в данной ситуации базисом работы учреждения становятся следующие составляющие:

·        осознанная мотивация на здоровье   и развитие всех участников образовательного процесса;

·        совершенствование физических, умственных и творческих качеств личности в процессе взаимодействия;

·        взаимообмен  позитивным опытом, обогащение различных граней сотрудничества на всем протяжении периода дошкольного детства ребенка;

·        развитие образовательного пространства: обновление материально-технической базы  и предметно-развивающей среды ГДО;

·        содействие социальной адаптации ребенка;

·        удовлетворенность родителей образовательным процессом, создание благоприятного климата в ГДО.

Эффективность образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО напрямую зависит от педагогического мастерства воспитателей, культуры, уровня целенаправленного влияния педагога на каждого ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

    

4.2.           Цель  и задачи программы развития

 

Цель: Построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования, реализующего право каждого ребенка на качественное  дошкольное образование, полноценное  развитие  в период дошкольного детства, как основы  успешной социализации  и самореализации.

 

Подцели программы:

·     Совершенствовать развитие самоуправления в ГДО  и модель образовательного учреждения в соответствии с запросами социума, расширяя количество образовательных услуг, обеспечи­вающих его конкурентоспособность.

·      Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО и   основной  образовательной программой дошкольного образования для обеспечения разносторонне­го развития с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей. Обеспечить сетевую форму реализации образовательной программы ГДО.

·      Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического здоровья детей и медицинско­го сопровождения образовательного процесса посредством совершенствования материально- технических, кадровых и организационно-методических условий.

·     Расширять взаимодействие ГДО с социумом (семьей, школой, социокультурной средой села).

·     Обогащать предметно-развивающую среду и материально-техническую базу ГДО согласно ФГОС ДО.

 

Задачи:

1.      Разработать концепцию образовательного пространства ГДО в режиме развития.

2.      Привести в соответствие с ФГОС ДО нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса.

3.      Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность.

4.      Создать условия для повышения квалификации педагогов в соответствии с ФГОС ДО.

5.      Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования.

6.      Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ГДО, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов.

7.      Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития.

 

4.3.           Миссия и ценности МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка»

Миссия детского сада заключается в объединении усилий ГДО и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих фор­мированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность в современном обществе и будущем. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств здоровой личности ребенка является создание единого развивающего пространства «семья – образовательное учреждение». Это понятие в наши дни стало общеупотребительным. Однако каждому педагогу необходимо уточнить, каковы его основные признаки и условия его создания. Для этого педагог должен быть компетентен в вопросах изучения семьи, установления контактов и налаживания взаимодействия с родителями, обладать прогностическими, проектировочными, коммуникативными умениями. Эти знания и умения  не даются педагогу изначально, а постепенно формируются и совершенствуются в процессе работы по специальности, повышения квалификации или путем самообразования и обмена опытом.

Педагогический коллектив ГДО «Улыбка», вовлекая семью в процесс  образования и развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, базируется на следующих основополагающих идеях:

·        Родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому работа с семьей должна выстраиваться с учётом ее индивидуальности.

·         ГДО – инициатор просвещения семьи, вовлечения ее в процесс взаимообогащающего сотрудничества, помощник, добрый советчик и мягкий корректировщик для семьи в вопросах умственного, физического, социального и психологического развития детей.

·        Родители осознанно принимают миссию учреждения  и готовы к участию в жизни группы и ГДО.

·        Все участники проекта  инициативны в  создании и освоении развивающей среды ГДО.

·        Деятельность учреждения в режиме обновления содержания направлена на реализацию принципов ФГОС ДО, освоение различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий и его организационных форм.

·        Педагоги и родители обеспечивают комплексный  и преемственный подход в осуществлении задач образования детей на всех возрастных этапах развития.

К ценностям нашего детского сада относятся:

·               Открытость, поддержка и сотрудничество. Педагоги в ГДО делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят поддер­живающий характер. Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер. Для ГДО характерен постоянный поиск партнеров и выстраивание профессиональных взаимовыгодных связей. Мы стремимся открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении.

·               Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ГДО.

·               Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в нашем ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, свое­образная личность со своими особенностями, возможностями и инте­ресами, поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.

·        Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотно­шения с ребенком согласуются между педагогами на всех возрастных ступенях образования и между  педагогами и специалистами ГДО. Традиции и стили семейного и общественного  воспитания являются для нас равноценными и уникальный опыт каждой из сторон исполь­зуется для обогащения практики воспитания в семье и ГДО.

       между педагогами и родителями.

·          Мобильность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, соответствовать потребностям и интересам семей, расширять перечень образовательных услуг.

•  Здоровьесбережение. Здоровье мы понимаем как гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

•  Профессионализм и высокое качество образовательных услуг. Педагоги нашего ГДО стремятся в совершенстве овладеть профессио­нальными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обу­чением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

 

5.       Приоритетные направления развития МКОУ «Подгоренская СОШ»  ГДО «Улыбка»

Этапы реализации.

 

     Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться:

Стратегическая цель программы - создание единого открытого инновационного образовательного пространства с высокой правовой и проектной культурой всех участников педагогического процесса. Другими словами, мы хотим создать в ГДО пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи.

Одним из ресурсов для реализации стратегической цели является использование опыта жизнедеятельности базовой структуры ГДО (ее сильных сторон). Открытость образовательного пространства в ГДО будет обеспе­чиваться постоянным совершенствованием: механизма государственно-общественного управления, системы общественных связей (сотрудничество с учрежде­ниями образования, науки и культуры, средствами массовой информации), системы методической работы,  системы работы с родителями воспитанников.

Основные этапы реализации Программы

     1 этап: 2016 г. Аналитико-прогностический.

Цель: определение  уровня работы в ГДО. Данный этап включает реализацию следующих направлений деятельности:

 

1.      Изучение  и анализ пакета новых нормативных актов, современных подходов, вносящих существенные изменения в систему дошкольного образования.

2.      Изучение и внедрение современных подходов и принципов ФГОС ДО в образовательный процесс ГДО.

3.       Изучение требований к портрету выпускника ГДО и  построению развивающей среды.

Анализ комплекса условий, имеющихся в ГДО «Улыбка» для поэтапного перехода к реализации ФГОС ДО.

- уровень образования и развития детей;

- уровень удовлетворенности родителей деятельностью ГДО;

- профессиональная компетентность педагогов ГДО;

- анализ результатов взаимодействия специалистов  и семьи в образовательный процессе ГДО;

- методическое и дидактическое обеспечение ГДО;

- уровень создания развивающей среды, наличие комфортных условий;

- материально-техническое обеспечение ГДО.

5. Внесение изменений в систему управления ДОУ, привлечение родительской   общественности.

6. Поиск путей использования возможностей социума для повышения качества образовательного процесса и создания позитивного имиджа учреждения.

7. Выявление проблемных зон и «точек развития».

8. Разработка целевых проектов.

 

2. этап: 2017-2019 гг. Деятельностный.

Цель: определение и внедрение модели будущего ГДО. Этап включает поэтапный перевод процесса жизнедеятельности ГДО в соответствии с новой моделью ГДО:

 

1.      Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования.

2.      Разработка методического обеспечения, содержания вариативной части и мониторингового блока образовательной программы ГДО в соответствии с ФГОС ДО.

3.      Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме.

4.      Внедрение,  совершенствование и распространение перспективного опыта. 

5.      Введение усовершенствований в образовательный процесс ГДО с целью удовлетворения потребностей, интересов детей и родителей (организация платных образовательных услуг, услуг аренды).

6.      Определение путей приведения материально-технической базы ГДО в соответствие с  целями Программы. Разработка в сотрудничестве с родителями модели современной предметно-развивающей среды ГДО.

7.      Внедрение  обновленной системы управления в дошкольном образовательном учреждении: создание основных элементов модели горизонтального взаимодействия педагогов ГДО на основе идей комплексно-тематической преемственности, развивающей и оздоровительной направленности образовательного процесса, а также включение родителей в процесс управления ГДО.

8.      Отлаживание системы стимулирования труда работников, определение критериев оценки эффективности их труда.

9.      Сбор информации о предполагаемых учреждениях-партнерах, обработка полученной информации. Широкое использование возможностей социума.

10. Построение непрерывного образовательного процесса в системе сетевого взаимодействия «детский сад - школа», «детский сад – культурные и социальные институты» в качестве механизмов перехода к новому состоянию дошкольного образовательного учреждения.

 

3 этап: 2020 г. Рефлексивный.

Цель: Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

 

1.      Анализ, обобщение, подведение результатов работы, оценка эффективности реализации Программы.

2.      Комплексная диагностика реализованных преобразований в ГДО на всех уровнях управления.

3.      Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.

4.      Разработка методических рекомендаций к  осуществлению образовательного процесса в ГДО в сотрудничестве с семьей.

5.      Создание единого образовательного пространства в условиях инновационного управления развитием ГДО.

6.      Создание  системы мониторинга деятельности ГДО по:

•  изучению социального заказа;

•  изучению образовательных и профессиональных потребностей педагогов;

•  оценке качества образования;

·           Изучению удовлетворенности родителей деятельностью ГДО.

7.      Создание организационной управленческой культуры педагогических кадров.

8.      Выработка стратегии дальнейшего развития ГДО.

Организационной основой реализации программы в целом и каждого ее этапа будет являться годовой план. Годовой план будет сочетать в себе решение задач для поддержания стабильного функционирования и задач развития ГДО.

 

 

6.       Управление  реализацией программы.

Заказчиком и координатором программы  является  Педагогический совет .

     Заказчик – координатор, в лице директора школы:

     Для текущего управления реализацией программы создаются рабочие группы по разработке и реализации программы развития и целевых проектов.

     Основными задачами рабочих групп в ходе реализации программы являются:

 

Ключевые принципы управления процессом реализации программы:

    

Система организации контроля  выполнения Программы:

     Мероприятия по реализации программы являются основой годового плана работы. Информация о ходе реализации программы в целом и целевых проектов ежегодно представляется на  педсовете и на сайте ГДО.

 

7.       Предполагаемые результаты реализации программы

 

Детский сад станет территорией здоровья  и развития для всех участников образовательного процесса. Будут созданы и постоянно совершен­ствоваться условия, направленные на укрепление и поддержание психического и физического здоровья. Здоровьесбережение в детском саду будет осуществляться из понимания того, что только здоровый взрослый может воспитать здорового ребенка.

Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка. Система нравственно-патриотического воспитания детей будет соответствовать современным требованиям.

В ГДО будет выстроена система работы с информацией. Это будет обеспечивать открытость, эффективное развитие всех направлений жизнедеятельности детского сада, как в управлении ГДО, так и в педагогическом процессе.

Взаимодействие детского сада и школы будет проходить не только на организационном уровне, но и на содержательном. Между школой и детским садом будет выстроена система мероприятий, направленных на освоение и реализацию методик и технологий, обеспечивающих содержание преемственности.

            Ожидаемые результаты:

 

Программа  развития    призвана  не  допустить  риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ ГДО «Улыбка»:

     В  качестве  основных  конкурентов рассматриваются образовательные  учреждения микрорайона, реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного образования,  реализующие программы дополнительного образования детей. 

     Конкурентные  преимущества учреждения  определяются следующими факторами:

            Вместе  с  тем, реализация  программы  развития  может  породить  риски, связанные:

            Риски,  связанные  с  недостатками  в  управлении программой,  ошибки  при  выборе механизмов  управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть  вызваны слабой  координацией  действий  различных  субъектов  образовательной  политики (учредители,  управленческая  команда ОУ, органы  управления образованием района  и области, научно-педагогические сообщества).  

            Недостаточный  учет  результатов   мониторинговых  исследований  хода  реализации программы  может  существенно  повлиять  на  объективность  принятия  решений  при планировании  программных  мероприятий,  что  приведет  к  отсутствию  их  привязки  к реальной ситуации.

                 Риски,   связанные  с  неверно  выбранными  приоритетами  развития,  могут  быть  вызваны  изменениями  государственной  политики  в  сфере  дошкольного образования  и  последующей внеплановой  коррекцией  частично  реализованных  мероприятий,  что  снизит эффективность данных мероприятий и всей программы, а также использования бюджетных средств.

    

8.       Портрет  выпускника МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка».

Программа направлена на:

-         создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

-         на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-        ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-        ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-        ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-        ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-        у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-        ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-        ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ФГОС ДО определяют планируемые результаты образовательного процесса – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.

 

9. Образ педагога детского сада

 

Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог, обладающий особыми компетенциями. Универсальные требо­вания к педагогу сформулированы в квалификационных характеристиках педагогов разных категорий. Конкретной характеристикой образа педагога детского сада выступают Кодекс профессиональной этики работников ГДО «Улыбка», должностные инструкции. Вместе с тем, задачи развития нашего детского сада, философия ГДО и компетенции выпускника требуют от педагога специфических ком­петенций: личностный потенциал, теоретическая и методологическая компетентности, готовность к восприятию нового.

 

10. Характеристика управляющей системы развивающейся ГДО

 

Успех работы дошкольного учреждения в немалой степени зависит от внедрения в практику идей педагогического, кадрового, финансового менеджмента, которая включает совокупность принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом в целях удовлетворения запросов детей и их родителей. Успешному решению задач дошкольного образовательного учреждения во многом будет способствовать реализация основных принципов управления дошкольным образовательным учреждением:

- оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении;

- единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

- рациональное сочетание прав и обязанностей, ответственности в управлении и самоконтроля;

- реализация принципов открытости, объективности в передаче информации;

- сочетание государственных и общественных начал, расширение самоуправления.

Основными показателями результативности управлением ДОУ ГДО как целостной системы будут следующие: психологический климат в ГДО, комфортность среды в ГДО для педагогов, детей и родителей, позитивное отношение родителей к детскому саду. Другими словами, эффективность системы управления находит свое выражение в различных показателях:

·    Для детей – это обучение без утомления, в интересной для них игровой форме, а также качественное овладение необходимыми компетентностями на каждом возрастном этапе развития.

·    Для родителей – это обеспечение безопасности пребывания ребенка в ГДО, эффективное развитие и обучение детей, формирование качественной предшкольной подготовки, сохранение здоровья детей как психического, так и физического.

·   Для педагогов– это, во-первых, успешное освоение образовательной программы всеми детьми;
во-вторых, обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием;
в- третьих, рост профессиональной компетентности, возмжность пропаганды ППО;

в четвертых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями;

·          Для работников – это рациональное использование рабочего времени, соблюдение режима труда и отдыха, норм безопасности труда, обеспечение возможности участия в управлении ГДО, объективная оценка эффективности труда каждого работника.

·          Для руководителя – это успешность деятельности педагогов и детей, качественное усвоение образовательной программы, эффективная подготовка детей к школе, а, значит, высокая оценка деятельности коллектива родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада, кроме того, обеспечение выполнения социального заказа, сохранение здоровья, обеспечение безопасности  детей и работников; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени кадров; вовлеченность родителей в образовательный процесс ГДО; формирование инициативного и творческого коллектива единомышленников как – ценнейший ресурс ГДО.

  Процесс совершенствования управленческих решений должен быть направлен на решение вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов, на методическое сопровождение подготовки специалистов для работы в ГДО, создание программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Многое в новой ситуации развития ГДО будет зависеть от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Руководитель, должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.
         Повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения повлечет за собой обновление нормативно-правовой базы учреждения, демократизацию процесса управления в ГДО, совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями для создания единого развивающего пространства в ГДО.   Обновление управления дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
            В качестве основных управленческих умений руководителя дошкольного учреждения, способного «сложить» в единое целое все перечисленные направления работы по управлению качеством образовательного процесса.  В обновленной ситуации управления ГДО эффективность труда руководителя обеспечат:
- адресованность управленческих воздействий, умение привлечь внимание к проблемам развивающего взаимодействия, доброжелательность обращений и разъяснений администрации;
- аргументированность их точек зрения, проявляющаяся через обоснование распоряжений, поручений, просьб, оценок;
- преобладание положительных оценок действий воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей детей над отрицательными.
             Огромное значение также приобретет в новых условиях владение членами педагогического коллектива эффективными навыками коммуникации, так как именно педагоги становятся посредниками управленческих воздействий старшего воспитателя и заведующего дошкольным учреждением на родителей и воспитанников. Они проявляются в умении не прерывать высказывания партнера и уделять внимание его невербальному поведению (мимике, жестам, позе, интонации, осанке, направлению взгляда).
           Таким образом, основой совершенствования системы управления развитием  ГДО выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы организационной культуры и воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

            Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом МКОУ «Подгоренская СОШ» ГДО «Улыбка» и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

 

Компетенция Учредителя в части управления учреждением:

·        Доведение задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение его выполнения;

·        Осуществление контроля деятельности учреждения в части сохранности, эффективного использования и управления закрепленного за ним муниципального имущества, целевого и эффективного использования бюджетных средств, а также исполнения Учреждением действующего законодательства Российской Федерации в области образования, бюджетной и финансовой дисциплины;

·        Утверждение Устава Учреждения, изменений и дополнений к нему;

·        Назначение на должность и освобождение от должности заведующего Учреждением;

·        Установление правил комплектования Учреждения;

·        Определение порядка и условий предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам Учреждения;

·        Приостановление приносящей доход деятельности Учреждения, если она нарушает действующее законодательство Российской Федерации в области образования, идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом, до решения суда по этому вопросу;

·        Реорганизация, ликвидация Учреждения в установленном порядке.

 

Непосредственное управление учреждением осуществляет директор МКОУ «Подгоренская СОШ», назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации Новохоперского района.

            Приказы директора носят распорядительный характер и являются обязательными для исполнения работниками, детьми, посещающими учреждение, их родителями (законными представителями). Директор в своей деятельности подотчетен главе администрации Новохоперского района в пределах, предусмотренных их должностными полномочиями, исполняет должностные обязанности и функции, определенные его должностным регламентом, трудовым договором, Уставом и действующим законодательством.

 

Организационная структура управления МКОУ «Подгоренская СОШ» представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями и представлена в виде двух основных структур: общественного и административного управления.

 

Структура общественного управления

Основные органы самоуправления в учреждении:

Общее собрание работников;

Совет работников;

Педагогический совет;

Родительский комитет;

 Общее собрание работников – высший орган самоуправления Учреждения.

 К исключительной компетенции Общего собрания работников Учреждения относятся:

·        Разработка и принятие Устава Учреждения, изменений и дополнений к нему для внесения его на утверждение;

·        Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора от имени работников;

·        Принятие решения об объявлении забастовки и выбора органа, возглавляющего забастовку.

Совет работников

             Основной задачей Совета работников является развитие самоуправления и творческой инициативы работников, мобилизация сил работников на решение образовательных задач, усиление ответственности работников за конечные результаты работы.

 Педагогический совет

             Осуществляет решение вопросов освоения образовательных программ, образовательной работы с детьми и методической работы с педагогическими работниками. Обсуждает вопросы содержания форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности Учреждения, рассматривает вопросы повышения квалификации, переподготовки кадров и аттестации, организует выявление, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта, заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.

 Родительский комитет

             Содействует объединению усилий семьи и Учреждения в деле воспитания и обучения детей, оказывает помощь Учреждению в определении и защите социально незащищенных детей.

 

Структура административного управления

 Первый уровень – директор.

 Управленческая деятельность директора обеспечивает:

·        материальные,

·        организационные;

·        правовые;

·        социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ГДО.

Объект управления директора – весь коллектив.

 

 

Второй уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом, родителями.

 

Объект управления – дети.

 

Система управления в  ГДО «Улыбка»

 

       На основании Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление ГДО осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Формами самоуправления ГДО является общее Собрание работников, педагогический совет, родительский комитет. Структура управления может меняться в связи с развитием ГДО.

 

Уровни системы управления

 

1-й уровень:

 

Директор

Родительский комитет

2-й уровень:

 

Воспитатели,

родители

3-й уровень:

 

Дети

 

 

Административные обязанности

директор

 воспитатель

Заведующий хозяйством

1.Руководство учреждением в соответствии с Уставом:

- определение стратегии, целей и задач учреждения;

- определение структуры управления;

- решение финансово-хозяйственных вопросов;

- координация работы структурных подразделений и контроль за ней;

- приём на работу, расстановка кадров;

- поощрение творческой инициативы работников;

- формирование контингента воспитанников, сотрудничество с их семьями;

- представление учреждения в государственных и иных органах и учреждениях;

- утверждение локальных актов учреждения;

- обеспечение условий безопасности на рабочем месте;

- обеспечение трансляции опыта работы учреждения.

2. Контроль за качеством и организацией питания.

3. Ответственность за организацию своевременного медицинского осмотра детей и профосмотра сотрудников учреждения.

1.Контроль за качеством и нагрузкой образовательного процесса, за сохранностью здоровья и прав ребёнка.

2.  Ответственность за безопасность образовательного процесса.

3Ведение отчётной документации 4.Координация работы по преемственности со школой, другими организациями.

5 Контроль за выполнением режима работы группы.

1.Руководство хозяйственной деятельностью и ответственность за материальные ценности.

2.Контроль за надлежащим и безопасным для здоровья состоянием, территории, технологического, энергетического и противопожарного оборудования.

3.Контроль за выполнением должностных обязанностей и рабочих графиков младшего и технического персонала.

 4. Контроль за выполнением всеми работниками норм СанПиН.

2. 4. Ответственность за своевременное оформление отчётной документации по инвентарному учёту и списанию материальных ценностей.

 

 

Заключение

 

Обобщая сказанное, определим основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную образовательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.

Все изложенные положения лежат в основе философии обновления нашего дошкольного учреждения.

 

 

Дошкольное образование – богатая почва для творческого поиска, внедрения инноваций. Несмотря на то, что эта отрасль образования сильна своими традициями, богата своим наследием, она имеет очень высокий потенциал развития. Управление инновационными процессами - одно из неотъемлемых условий динамичного развития образования. Масштаб преобразований и длительность модернизации дошкольного образования требуют корректировки управляющих воздействий в целях обеспечения системности и систематичности  в достижении качества образования.

 

 На главную