Публичный доклад
МОУ Подгоренской СОШ
Новохоперского района Воронежской области
за 2011 год
Общая характеристика
Наименование – МОУ Подгоренская средняя общеобразовательная школа
Контактная информация
Адрес : 397424 Воронежская область, Новохоперский район, село Подгорное , улица Октябрьская 42
1) телефоны: 72-2-00 –директор школы Литвинов М.И.;
2) e-mail: sh_pd9@mail.ru, ;
3) URL: podskola.narod.ru
Школа имеет государственную лицензию на право образовательной деятельности: Регистрационный номер И -1092 “02”ноября -2010 г.
Местоположение и краткая история школы
Немного истории.
Образована в 1910 году как земская начальная школа. За все годы дореволюционного существования только 10 выпускников продолжили свое образование. В 1941 году обучалось более 300 детей.
Со школьной скамьи ушло на фронт 23 выпускника, среди них 5 женщин. Домой вернулось только 8. В послевоенный период в нашей школе было осуществлено 12 выпусков.
С 1956 по 1970 год она функционировала как школа общего образования.
С 1970 года школа стала средней.
В 160 км от областного центра г. Воронежа и 57 км от районного центра г. Новохоперска, на пересечении областных трасс: пролегающей в Восточной части Воронежской области с юга на север (Калач-Эртиль- Терновка, Бутурлиновка-Листопадовка-Терновка) и на трассе, соединяющей г. Воронеж с районным центром Поворино, в селе Подгорном, Новохоперского района расположена муниципальное образовательное учреждение Подгоренская средняя общеобразовательная школа. Школа осуществляет свое функционирование в типовом здании общей площадью 1800 кв. м., имеет спортивный зал, столовую, оснащена компьютерами с подключением к Интернет. В текущем году подключен высокоскоростной Интернет в рамках Национального проекта «Образование»
Коммуникативно-информационное взаимодействие можно осуществить по различным вариантам:
1) телефоны: 72-2-00 –директор школы Литвинов М.И.;
2) e-mail: sh_pd9@mail.ru, ;
3) URL: podgornoe-vr.narod.ru
Общая характеристика школы: количественный состав обучающихся и педагогов, социальный состав семей.
В школе 6 классов-комплектов
На первой ступени обучается 14 учащихся
На второй ступени обучается 29 учащихся
На третьей ступени обучается 14 учащихся
В 2011 году получили:
основное общее образование - 5 учащихся
среднее общее образование – 7 учащихся
Динамика численности учащихся за последние три года имеет тенденцию к снижению.
Комлектование классов осуществляется на основе возраста.
Средняя наполняемость классов – 7 учащихся.
Качество обучения.
|
Классы 1-4 |
Классы 5-9 |
Классы 10-11 |
Всего 1-11 |
Всего учащихся |
14 Аттестовано 8 |
29 |
14 |
57 Аттестовано 51 |
Отличники |
-
|
5 |
- |
5 |
Хорошисты |
6
|
9 |
7 |
22 |
Потенциальные Отличники |
- |
2 |
1 |
3 |
Потенциальные хорошисты |
- |
1 |
1 |
2 |
Процент успеваемости |
100 |
100 |
100 |
100
|
Процент качества |
75
|
48 |
50 |
53 |
Результаты единого государственного экзамена.
В 2010-2011 учебном году ЕГЭ сдавали 7 учащихся
Сводная таблица итоговой государственной аттестации выпускников 11 класса в форме ЕГЭ:
Предметы |
Количество учащихся |
Средний балл |
Проходной балл |
Математика |
7 |
39,57 |
24 |
Русский язык |
7 |
49,14 |
36 |
Биология |
1 |
50,0 |
37 |
Информатика и ИКТ |
1 |
66,0 |
40 |
Обществознание |
2 |
55,5 |
39 |
Литература |
1 |
58,0 |
32 |
Сводная таблица итоговой государственной аттестации выпускников 9 класса в новой форме:
Предметы |
Количество учащихся |
Средний балл |
Качество знаний |
Математика |
5 |
4,2 |
80 % |
Русский язык |
5 |
4 |
100 % |
По результатам сдачи ЕГЭ учащиеся 11 класса поступили:
ВГУ -1 ;
ВГПУ -2 ;
ИММиФ -1;
БГПИ -1;
Анненское ПУ – 1.
По результатам сдачи ГИА учащиеся 9 класса поступили:
Воронежский колледж железнодорожного транспорта – 1.
Остальные учащиеся 9 класса продолжат обучение в МОУ Подгоренской СОШ.
Наибольших успехов в учении добились учащиеся, окончившие нашу школу с медалями
За период с 1992 по 2011 год
1. РЫЖКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА - ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ, 1992 Г
2. ЗВЯГИНЦЕВ ВИТАЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ ,1996 Г
3. ПЕРОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ ,1997Г
4 РЫЖОВА МАРИНА ИВАНОВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 1997Г
5. ВОРОПАЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 1997Г
6. ХАРЧЕВНИКОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 1997Г
7. БЫКАНОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 1999Г
8. ЗВЯГИНЦЕВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 1999Г
9. ИВАННИКОВА ТАТЬЯНА ВЕНИАМИНОВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 1999Г
10. КОСТИН РОМАН ВИКТОРОВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2001Г
11. РЫЖОВА ИРИНА ИВАНОВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2001Г
12. НАЗАРОВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2001Г
13. ПОНОМАРЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2001Г
14. ПОНОМАРЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2001Г
15. ОЛЕЙНИКОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2002Г
16. ЗВЯГИНЦЕВ АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2004Г
17. СУШКОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2004Г
18. ПЕРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ , 2005Г
19. ЛИТВИНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2005Г
20. ШИШКИН ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2005Г
21. ШИШКИН ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ , 2007Г
22. ГУБАНОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА - ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ, 2008Г.
23. ОЛЕЙНИКОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ,2008Г
24. КОВЕШНИКОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ,2010Г
25. ПЕРОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ,2010Г
Выпускник 2011 года Шеин Антон внесен в КНИГУ «ЗОЛОТОЙ ФОНД ВОРОНЕЖСКОЙ МОЛОДЕЖИ »
Взаимодействие с социумом.
Социальные партнеры школы:
· сотрудничество на основе договоров с Воронежскими вузами: Воронежским государственным педагогическим университетом, Борисоглебским государственным педагогическим институтом, Воронежским муниципальным социально-экономическим институтом, заочной физической школой при ВГУ;
· Верхне-Озерским сельскохозяйственным колледжем;
· сотрудничество с преподавателями вузов по консультированию исследовательских проектов школьников;
· сотрудничество в профориентационной работе .
Практически все семьи проживают в отдельных домах. Состав обучающихся школы не отличается разнообразием. У нас учатся дети работников сельского хозяйства, учителей, культуры, управленцев т.е. родителей, которые работают в различных отраслях экономики.
Педагогический коллектив школы стремиться помочь детям, сделать так, чтобы каждому ребёнку в школе было комфортно, уютно, чтобы каждый чувствовал себя личностью.
Наши ученики проживают не только в микрорайоне школы. В нашей школе учатся дети из поселка Ленинский. А также к нам ведут своих детей и внуков бывшие выпускники школы.
В школе всего классов:
1-4 классы – 14 уч.
5-9 классы – 29 уч.
10-11 классы – 14 уч.
Анализ количества потенциальных учащихся показывает тенденцию к уменьшению и особенно в последующие годы.
Общие условия обучения
· О порядке зачисления в школу
Порядок зачисления в школу достаточно прост. Родители (законные представители) подают на имя директора школы заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные правилами приема в образовательное учреждение.
· Режим работы школы
В зависимости от класса обучения в школе представлена 5 и 6-дневные недели обучения .
10 – 11 классы – 6-дневная неделя
1 -9 классы – 5-дневная неделя
Группы продленного дня нет.
Школа работает в одну смену. Занятия начинаются во второй-третьей ступенях в 8.30 и оканчиваются в 14.00, 14.45, а в первой ступени – в 8.30 и в 13.30 оканчиваются.
Нагрузка на ученика :
В начальном звене 5 уроков в день
В школе основного общего образования 5-7 уроков в день
В старшем звене – 5-7 уроков
· Режим питания
В школе все дети питаются (питание платное, 1 раз в день - обед)
Дети из малообеспеченных семей имеют льготы.
· Психологический климат. Сохранение и укрепление здоровья
В работе педагогического коллектива, в процессе обучения основой обучения и учения является благоприятный психологический климат, комфортные условия восприятия информации и передачи ее обучаемым. Значительное место уделяется применению в методологии обучения здоровьесберегающих технологий. Начиная с начала учебного года и в течение всего учебного периода, учащиеся находятся под неослабленным контролем и вниманием фельдшера Махотина В. В. Учителя, классные руководители консультируются с медработниками о профилактике заболеваний, держат в поле зрения физическое и санитарно-гигиеническое состояние учащихся. Большую работу при изменении психологических условий, классный руководитель с психологом проводят консультации с детьми и их родителями по мероприятиям, способствующим адаптации детей к новым условиям.
Учитель физкультуры и ОБЖ проводит мероприятия по укреплению и сохранению здоровья учащихся. Выполняются методические указания по санитарно-гигиеническому контролю, осуществляется обследование детей и постоянно периодически ведется контроль за параметрами микроклимата в школе.
В школе систематизирована работа по охране и обеспечению жизнедеятельности детей как на уроках , так и во внеурочное время. В рамках выполнения правительственных п��становлений «О борьбе с терроризмом», «О выполнении противопожарных мероприятий», проводятся мероприятия обучающего характера, моделирующие поведение учащихся в экстремальных ситуациях.
Условия осуществления образовательного процесса
· Кадровый состав, уровень квалификации, возрастной и половой состав.
Директор школы – Литвинов Михаил Иванович, родился 26.07.1959 г., в должности директора работает с 2005 года. Стаж педагогической работы - 26 лет, имеет первую квалификационную категорию.
Звания и наград не имеет.
Заместитель директора по УВР – Перова Марина Олеговна 1978 года рождения работает в Подгоренской школе с 2006 года, преподает химию. Как зам. директора назначена в 2009 году, имеет первую квалификационную категорию, как учитель имеет вторую квалификационную категорию.
Заместитель директора по ВР – Литвинова Татьяна Ивановна 1966 года рождения работает с 1984 года , преподает географию. Как зам. директора по ВР работает с сентября 2009 года , имеет первую КК как учитель и как заместитель директора по ВР.
Творческим, высокопрофессиональным является педагогический коллектив школы. В нашем образовательном учреждении работают
13 педагогов, в том числе:
1) имеют образование:
¨ высшее – 12
¨ среднее специальное – 1.
2) имеют квалификационную категорию:
· высшую – 2
· первую – 5
· вторую – 4
· без категории – 2
Система повышения квалификации включает следующие организационные формы:
1. Курсы ВОИПКРО (выполнение проверочной работы в форме тестирования по теории и методике выполняемого вида педагогической деятельности, педагогике и психологии и информационной компетентности;
представление информации о результатах образовательной деятельности в течение 5 лет, предшествующих аттестации.).
2. Система ДО по совершенствованию знаний предметных областей на федеральных сайтах и совершенствование ИКТ компетенции на базе кафедры ИКТ ВОИПКРО
3. Участие учителей , педагогов в работе районных , окружной и школьных методических объединений
4.Тьюторское сопровождение
имеют награды:
v Почетный работник общего образования РФ – 1
v Почетная грамота МОиН РФ – 2
v Почетная грамота ГУО и КО Воронежской области -1
v Ветеран труда – 1
Из 14 педагогических работников
Мужчин -4
Женщин - 10
Вспомогательный состав – старший пионервожатый , воспитатель, библиотекарь, завхоз
Образовательные программы школы и учебные планы
Учебный план:
Учебный план школы на 2010-2011 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана, который является составной частью образовательного стандарта. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами, уровень недельной учебной нагрузки не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение учебных предметов по базисному плану. Вариативные часы в старшем звене использовались для расширенного изучения математики, русского языка, физики, информатики. Иностранный язык-английский изучается в соответствии новым с учебным планом со второго класса.
В процессе обучения применяются современные информационные технологические методы, включающие в себя:
1.Применение электронных средств обучения (ЭСО) с применением электронных цифровых материалов (ЭЦМ) и ЦОР, имеющихся в базе школы и на порталах в Интернете.
2.Примение интерактивных средств обучения (Интерактивная доска, презентации, медиоаппаратуры) .
3. Использование образовательных порталов Интернета и Интранетов.
4. Созданные в школе ЭЦМ.
5. Применение видеосредств , программ из СПООП(свободное программное обеспечение образовательного процесса).
В школе существуют следующие типы программ:
1. Общеобразовательная
2. Предпрофильная подготовка;
3. Профильная подготовка
4. Широкий спектр различных элективных курсов и занятий для 10-11 классов;
Элективные курсы:
- «Профориентация» |
- «По заповедным уголкам России» |
- «Избранные вопросы математики» |
-«Занимательная лингвистика» |
Задачи школы
В Программе развития школы на 2006 – 2011 годы определены следующие задачи:
Cоздание профильной школы с сетевой организацией учебно-воспитательного процесса.
Укрепление здоровья учащихся путем реализации школьной программы «Здоровье»
Создание единой информационной образовательной среды с выходом в информационные сети
Создание системы гражданско-правового воспитания и совершенствование самоуправления как одного из способов его реализации.
В целях достижения современного качества образования школе предстоит решить следующие проблемы:
1) выбора оптимального и достаточного количества профилей обучения в школе;
2) помощи обучающимся в осознании выбора своего профиля обучения;
3) отбора содержания образования в профильных классах: содержания программ по профильным и непрофильным предметам, программ
4) отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень учащихся школы;
5) формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов.
На основе приведенного анализа, результатов исследований и выявления отмеченных выше проблем разработаны мероприятия по следующим направлениям:
-изменение в содержании образования;
-новшества в технологиях обучения, воспитания и развития;
-новшества в условиях организации образовательного процесса.
Система воспитательной работы в школе
В основе воспитательной системы лежит познавательный компонент (образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии), клубная деятельность (коллективное творческое дело (КТД), традиционные дела, исследовательская и просветительская работа, творческие дела и т. д.), сотрудничество с учреждениями микрорайона, взаимодействие с семьей.
Результатом данной деятельности является:
Педагоги и учащиеся школы принимали участие практически во всех проводимых районных и локально в областных конкурсах, мероприятиях, соревнованиях.
-2007, 2008, 2009 годах школа участвовала в районном конкурсе «Общественное самоуправление»;
- областной конкурс «Фермерство и предпринимательство» - 1 место
- областной конкурс «Молодежь и выборы» (третье место в районном конкурсе);
-районный конкурс рисунков на противопожарную тему – 1 место;
- школа является постоянным участником круглогодичной легкоатлетической эстафеты;
- команда юношей и девушек ежегодно принимает участие в районных соревнова��иях по баскетболу и волейболу;
- участие в спортивных президентских соревнованиях;
- участие ежегодном районном кроссе ;
Результаты участия в проводимых спортивных соревнованиях района:
1-ое место «Школа выживания»;
Учителя школы ежегодно участвуют в районной учительской спартакиаде, занимает призовые места:
В школе функционирует музей, где находятся экспонаты , рассказывающие об истории возникновения села, о героическом прошлом его жителей , об истории и развития образования на селе. Он играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся.
Школа работает по программам «Я – гражданин России» и «Школьное ученическое самоуправление».
В школе разработана программа «За здоровый образ жизни». Школа является центром
спортивной жизни молодежи микрорайона.
Проведённый социологический опрос учащихся, родителей и классных руководителей показал, что данная воспитательная система даёт положительные результаты: в классных коллективах преобладают позитивные настроения (89%), родители удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса
Управление школой и социальное партнерство.
В школе есть Управляющий совет.
Задачи, которые решает Совет школы, дают возможность обеспечить создание в школе условий для принципиального равенства всех участников образовательного процесса.
В школе действует Методический совет – коллегиальный орган педагогических работников школы, задачей которого является повышение профессионального мастерства педагогов и координация их научно-методической работы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа успешно реализует программы профильного обучения
Сегодня школа предоставляет широкий спектр бесплатных дополнительных образовательных услуг для учеников 1-11 классов. В 2010-2011 уч.г. 95% обучающихся от общего контингента образовательного учреждения занимаются в кружках, секциях, клубах, студиях, посещают элективные курсы.
В школе работают следующие кружки и секции:
- «Умелые руки»;
- «Спортивный»;
- «Православие»;
- «Краеведение»;
Как уже отмечалось, в школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив. Учителя школы на протяжении многих лет поддерживают партнерские отношения с вузами городов Воронежа, Борисоглебска , Верхнее-Озерского селькохозяйственного техникума , с ПУ-45 г.Новохоперска и его филиалами.
МОУ Подгоренская СОШ с 2006 года входит в состав образовательного округа Е-Коленовской СОШ №2 .
Перспективы развития школы.
С 2006 года в школе введено профильное обучение, которое в настоящее время совершенствуется.
Но в связи с демографической ситуацией формирование профильных классов является сложным явлением. Поэтому связь с базовой школой является непременным условием функционирования нашей школы. Реализация профильного обучения на старшей ступени информационно-технологического профиля.
В перспективе наиболее важной задачей является - создание школы с сетевой организацией учебно-воспитательного процесса, что требует разработку системы мер, направленных на повышение качества знаний учащихся; проведение диагностики уровня образовательных достижений учащихся при введении новых форм аттестации школьников и персонифицированной накопительной оценки; внедрения комплекса мер: психолого-физиологических, педагогических, информационных и др. для оказания помощи учащимся в самоопределении; апробации многопрофильного обучения с учетом социального заказа, внедрение в практику модифицированных программ по профильным и непрофильным дисциплинам.
Осуществляется реализация программы «Здоровье», разработанная в школе в 2006 году и измененная в 2010 году.
В школе осуществляется профильная и предпрофильная подготовка
Реализация предпрофильной подготовки ведется в 9 классе
Изучаются предметы базового уровня, а также предметы предпрофильной подготовки.
0,5 часа выделено на ознакомление с различными видами профессий, изучаются необходимые качественные деловые характеристики, а также психологические основы профессий на основе психологической диагностики основных факторов, влияющих на процесс обучения в школе.
Элективные курсы введены по русскому языку, математике, химии, биологии, географии.
Предметы, изучаемые на базовом уровне
|
Предметы, изучаемые на профильном уровне
|
Элективные курсы |
Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Обществознание История Физика Естествознание (химия и биология) Физкультура ОБЖ
|
Алгебра Геометрия Информатика
|
Избранные вопросы математики
Современные компьютерные технологии на страже здоровья человека Использование информационных технологий в изучении политической географии
|
Материально-техническая база школы состоит из основного трехэтажного здания , старого здания школы (не эксплуатируется) , здание котельной, сооружение тира.
Текущий ремонт здания школы осуществляется ежегодно на бюджетные и внебюджетные средства
Объемы средств , выделяемые на ремонт
Год |
Бюджетные средства (руб.) |
Внебюджетные средства (руб.) |
2004 |
30000 |
9000 |
2005 |
15000 |
7800 |
2006 |
10000 |
7200 |
2007 |
25 000 |
8500 |
2007 |
25 000 |
8500 |
2008 |
27 000 |
8500 |
2009 |
2747341 |
15000 |
Расходы общие на 2011 год
|
Сумма на год(тыс.руб.) |
В том числе по кварталам |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Расходы всего |
4165,4 |
923,7 |
1034,1 |
1044,9 |
1162,7 |
Оплата труда и начисления на оплату труда |
2756,7 |
702,2 |
768,6 |
634,4 |
650,8 |
Заработная плата (субвенция) |
2040,8 |
520,4 |
569,4 |
469,4 |
481,6 |
При школе есть участок земли, на котором выращиваются овощи для питания детей .
На территории школы сооружены комплексная спортивная площадка, гимнастические тренажеры, беговая дорожка, мини-футбольное поле, баскетбольная площадка.
В школе имеется столовая на 50 посадочных мест, спортивный зал, учебная мастерская, совмещенная с техническим кабинетом.
Медицинского кабинета , комнаты психологической разгрузки нет.
В школе имеется кабинет вычислительной техники, оснащенный 10 компьютерами
Имеется 1 ноутбук, 2 видеопроектора, мульти-медийноое оборудование, интерактивная доска.
В школе имеется библиотека, без зала для чтения. Библиотечный фонд составляет около 10000 экземпляров. Фонд учебной литературы составляет в расчете на одного ученика 1-2 и более экземпляров, но еще недостаточно новой современной учебной литературы, требуется обновление учебной литературы.
Результатом образовательной деятельности школы является выпуск здоровых, готовых к современной жизнедеятельности, обладающих современными знаниями, желанием быть полезным Родине детей.
Мы работаем над проблемами, которые стоят перед школой в системе, но есть и такие, которые мы можем решить только в случае оказания помощи.
В перспективе наиболее важной задачей является - создание школы с сетевой организацией учебно-воспитательного процесса, что требует разработку системы мер, направленных на повышение качества знаний учащихся; проведение диагностики уровня образовательных достижений учащихся при введении новых форм аттестации школьников и персонифицированной накопительной оценки; внедрения комплекса мер: психолого-физиологических, педагогических, информационных и др. для оказания помощи учащимся в самоопределении; апробации многопрофильного обучения с учетом социального заказа, внедрение в практику модифицированных программ по профильным и непрофильным дисциплинам.